Как проверить свою бухгалтерию
28.11.2023 16:28:00
Мы видим из практики, что руководитель компании далеко не всегда владеет объективной информацией о состоянии дел в своей бухгалтерии или налогах.
Наиболее распространенный случай, когда предприниматель понимает, что процессы идут не так, как хотелось бы: ему поздно (или еще хуже - задним числом) сообщают о налогах к уплате, налоги кажутся слишком высокими, какие-то требования постоянно приходят из налоговой с пенями и штрафами, кажется, что главбуху не хватает квалификации для организации процесса или для решения сложных кейсов.
Но еще опаснее бывает ситуация, когда предприниматель думает, что все в его бухгалтерии хорошо, сумма налогов устраивает (а это само по себе опасный маячок!) или активный главбух решает большинство вопросов самостоятельно, но по факту - не очень грамотно, и все это до поры до времени может не всплывать на поверхность.
Инициативный аудит помогает не только вскрыть, но часто сразу и найти решение проблем. Инициативный, то есть добровольный, необязательный по закону.
Для справки: Под обязательный аудит попадают все организации, если сумма выручки за отчетный год превышает 800 млн рублей или сумма активов по балансу превышает 400 млн, а также еще в ряде случаев, которые можно увидеть на схеме или посмотреть в законе об аудиторской деятельности.
Рекомендую вам себя проверить, так как раньше государство не очень контролировало этот момент, но в последние годы, как вы сами могли заметить, любой контроль только ужесточается.
Инициативный аудит хорош тем, что он более гибкий: перед проверяющими может быть обозначен любой период и любой круг вопросов.
Например:
1. Оценить состояние дел в бухгалтерском и налоговом учете, оценить риски выездной налоговой проверки и возможных доначислений и главное - сработать на опережение и предотвратить их
2. Определить нагрузку в бухгалтерии, помочь с организацией труда, выявить возможные резервы
3. Можно проверить деятельность руководителя компании или партнера по бизнесу на предмет злоупотреблений
4. С помощью аудита можно грамотно подготовить компанию к продаже (а иногда - к ликвидации или даже - но не дай бог, конечно, к предстоящему банкротству, при котором обычно всплывает целый ряд неприятных моментов, грозящих привлечением к субсидиарной ответственности руководителя или участников). И наоборот аудит помогает проверить состояние дел в компании перед покупкой.
Когда его проводить? Практически в любое время года или по потребности. Но если вы стремитесь включить аудит в регулярные бизнес - процессы, то лучше, конечно, перед сдачей годовой бухгалтерской отчетности или в конце года, чтобы у бухгалтеров была возможность исправить выявленные ошибки или недоработки.
В общем, ключевая задача аудита - уменьшить риски, которые в компании генерят практические все структурные подразделения - и производственники, и продажники, и даже маркетологи. В общем, это очень полезный инструмент и по сути - страховка для осознанных руководителей.