Честный бизнес

15.05.2019
Источник: журнал Автограф Алтай #5 2019.
Статья Сорокиной Ольги — директора бухгалтерской компании 1+1.

Уже несколько лет руководство страны призывает органы власти «не кошмарить» малый бизнес. Но на практике предпринимателям легче жить не становится: административные барьеры и налоги никто не отменял, условия ведения бизнеса, наоборот, становятся жестче. Но и в такой обстановке можно успешно развивать свое дело.

Налоговое бремя
Налоговая нагрузка на бизнес у нас, конечно, серьезная. И львиную долю в этом занимают отчисления страховых взносов с заработной платы. Я бы сказала, что у нас в стране просто неподъемные в этом плане обязательства для работодателей — нужно перечислить больше 30% от зарплаты сотрудника в ПФР и другие фонды. При этом ведь еще и с работника удерживается 13-процентный налог. Итого 43% с каждой зарплаты — эта ноша не всем под силу. А если бизнес связан с работами или услугами, где основную долю в расходах занимает как раз оплата труда (как, например, в моем бизнесе), то «вытянуть» такую налоговую нагрузку совсем непросто.

НДС: льгота есть, но льготы нет
Начать успешный бизнес и законно платить налоги очень сложно тем небольшим фирмам, у которых клиенты не согласны приобретать товар или услугу без НДС. А к таким потребителям относятся практически все крупные компании. Вот и получается замкнутый круг: у предпринимателя, с одной стороны, есть законное право применять льготные налоговым режимы и не платить налоги на добавленную стоимость и прибыль, но, с другой стороны, его товары и услуги никто не покупает. И в итоге бизнесмен вынужден выбирать общий режим налогообложения, который для него оказывается неподъемным.

Нажить, и все равно тужить?
Еще одна непростая сторона российского налогообложения — налог на дивиденды. Это 13% отчислений с чистого дохода, то есть с работы «в плюс». Среди начинающих таких высокодоходных предпринимателей в стране точно единицы. Вот и получается, что российское налогообложение одно из самых «тяжелых» в мире. Это отмечают все ведущие эксперты в сфере налоговой оптимизации. И я абсолютна согласна с ним в том плане, что высокие налоги (прежде всего НДС) снижают деловую активность по стране в целом, и особенно — в малом бизнесе.

В режиме «спецрежима»
Если же бизнес может обойтись без НДС и общего режима налогообложения и позволить себе использовать льготные варианты: «упрощенку», ЕНВД, патент, то тогда в общем-то можно работать довольно комфортно даже начинающим предпринимателям. Есть даже такие виды деятельности, где налоги на доходы равны нулю или практически ничтожны. Но таких, к сожалению, немного.

Бизнес-ниша: успешный заплыв или путь ко дну
Так уж выходит, что в России вид экономической деятельности изначально определяет объем налоговой нагрузки, и один бизнес будет легче развиваться, чем другой. Когда ко мне на консультацию приходят начинающие предприниматели, уже исходя из вида деятельности можно спрогнозировать, смогут ли они себе позволить работать легально и платить налоги в полном объеме. Например, если клиент консультируется по поводу открытия небольшого производства, скажем, каких-нибудь материалов для крупных заводов и фабрик, даже не видя бизнес-плана, можно заранее определить, что налоги у него составят до 70% в структуре затрат. А вот если предприниматель планирует заниматься высокотехнологичными услугами, не требующими большого количества персонала, или общественным питанием, или организовывать обучающие курсы — то в этом случае поддерживать его идею гораздо легче, потому что с налогами в этом бизнесе все решаемо.

Как поднять неподъемное?
Для уже работающих предприятий, которые относятся к группе с «неподъемными условиями», выход тоже имеется. Прежде всего, это оптимизация налогообложения всеми законными способами. Это и сочетание разных режимов налогообложения, и работа в качестве индивидуальных предпринимателей, и использование аутсорсинга для уменьшения страховых взносов. На мой взгляд, нужно проводить активную работу со своими покупателями по поводу того, что им выгодно приобретать товары без НДС. Во-первых, это дешевле, а во-вторых, у них не будет проблем с налоговыми вычетами. «Законных» способов не так много, но именно к легальным вариантам нужно стремиться, ведь налоговое ведомство в России становится все более «продвинутым», и государством вкладываются колоссальные средства в его автоматизацию, в повышение уровня собираемости налогов. Работать «нелегально» и скрывать доходы в наше время становится практически невозможно, и предприниматели должны признать и принять эти правила.

Что делать
Порекомендовать уже опытным предпринимателям, руководителям можно следующее. Не пускать бухгалтерию на «самотек». В идеале функции главного бухгалтера и финансового директора на предприятии должны быть разделены. Основные задачи бухгалтерии — обеспечить своевременный учет всех хозяйственных операций, наличие и сохранность всех подтверждающих документов (этот момент часто упускается из виду), сдать все отчеты и заплатить все налоги вовремя. Задачи финансового директора — обеспечить финансовый учет и разработать схемы налоговой оптимизации, в том числе с учетом вариантов, приемлемых для бухгалтерии. В малом бизнесе разделить эти функции не всегда возможно. Поэтому бухгалтеру нужно научиться смотреть на бизнес глазами руководителя. А руководителю нужно научиться брать на себя функции финансиста. Основная суть современной налоговой оптимизации сводится к тому, что недостаточно, к примеру, просто «раздробить бизнес», нужно обеспечить наличие «легенды» для этого разделения: у компаний в группе должны быть свои цели, свой документооборот, свои сотрудники, помещения, расчетные счета и т. д. Еще лучше соблюдать принцип «как есть» — то есть сразу выстраивать бизнес-структуры с учетом требований налоговой оптимизации. В конце концов, честный бизнес выгоден обеим сторонам, и я уверена, что большинство предпринимателей мечтают о том, чтобы платить налоги честно и «спать спокойно».

Тренд на аутсорсинг
Найти грамотных специалистов в любой сфере непросто. Я искренне рекомендую всем предпринимателям обратить внимание на аутсорсинг. Только специализированные компании могут позволить себе вкладываться в полноценную подготовку кадров в своей области.
Например, мы в «1+1» не только разработали свою программу обучения, которая постоянно дорабатывается, но и проводим целый ряд тестов на выявление профессиональных компетенций и нужных нам психологических особенностей бухгалтера. В нашей стране выпускается такое количество законов, что только постоянная практика с компаниями из разных сфер и разными системами налогообложения позволяет поддерживать оптимальный профессиональный уровень.
Благодаря современным средствам автоматизации и связи бухгалтерский аутсорсинг подходит не только для микропредприятия, но и для средних компаний, и опыт больших городов — Москвы, Санкт-Петербурга — это только подтверждает. Бухгалтерский аутсорсинг в итоге дает качественную услугу при одновременной экономии на страховых взносах, поэтому, на наш взгляд, это очень эффективный инструмент.

Остались вопросы? Звоните Центр бухгалтерских услуг 1+1 8 800 600 56 86
1+1 Алтайский край, г. Барнаул, ул. Пролетарская, 92, офисы 22–23