Новые правила получения ЭЦП

14.07.2021 14:18:00
С 1 июля 2021 изменился порядок получения ЭЦП (электронных подписей).

Кого коснется:
тех, кто регистрирует бизнес, сдает отчетность через интернет или участвует в торгах.

Общий смысл:
теперь ЭЦП нужно получать не в удостоверяющем центре (УЦ), а в налоговой.

Цель изменений:
избежать злоупотреблений (в основном, борьба с «обналичкой» и занижением НДС).

Что это значит для предпринимателей:
▫теперь для получения ЭЦП потребуется личная явка в инспекцию (раньше можно было сделать удаленно). Срок действия подписи 1 год – так что мы это будем делать регулярно…
▫подписи теперь бесплатны. Но! Для записи ЭЦП нужна специальная флешка (токен), и УЦ уже подняли на них цены, так что сэкономить вряд ли получится…
▫теперь у ФНС есть право в любой момент признать ЭЦП недействительной (выводы сделайте сами)…

Резюме:
До 1 января 2022г. предусмотрен переходный период.
За это время НУЖНО получить новую ЭЦП, если:

1. Срок действия вашей ЭЦП заканчивается раньше 01.01.22.
2. Если удост. центр, где вы ранее приобрели ЭЦП, перестал быть аккредитованным с 1 июля 2021 (список акредитованных центров можно посмотреть на сайте МинЦифры: https://digital.gov.ru/ru/activity/govservices/2/?p=1210&utm_source=yandex&utm_medium=organic&utm_referer=www.yandex.ru&utm_startpage=kontur.ru%2Farticles%2F5728&utm_orderpage=kontur.ru%2Farticles%2F5728).

Способы получения ЭЦП:
1. В ФНС при личном обращении руководителя. При себе иметь заявление на выдачу, паспорт, СНИЛС, токен и документы на него (можно использовать уже имеющийся).
2. Обратиться за ЭЦП в аккредитованный УЦ (там помогут с токеном и заявлением, но в налоговую сходить все равно придется).
3. Как вариант — продлить старую ЭЦП, если ваш удост. центр уже аккредитован. Если к концу года он войдет в круг доверенных лиц ФНС - вероятно, там можно будет получить подпись нового образца без личной явки в ФНС (#ноэтонеточно).

Что нас ждет с 01.01.22?
✔Руководители юрлиц и ИП, нотариусы должны будут использовать новые ЭЦП.
✔ЭЦП можно будет передавать другим лицам на основании электронной доверенности.
✔За удост. центрами оставят право выдавать ЭЦП гражданам. Многие организации сейчас переходят на электронный документооборот с сотрудниками, так что это тренд.

На данный момент по ряду вопросов нет разъяснений от госорганов, поэтому будем держать вас в курсе новостей.