Типичные ошибки бухгалтеров

28.11.2023 16:13:00
Очень много ошибок, довольно типичных, может быть выявлено при аудите бухгалтерской службы компании. И, раз, мы, проверяющие, об этом знаем, то, конечно, об этом знает и налоговая инспекция. Печально только, что многие руководители оказываются не в курсе.

Бухгалтерская отчетность зачастую больше нужны государству, чем собственнику.

Но тем не менее, бухгалтерия – это база всех хозяйственных операций компании и ошибки в бухгалтерском учете могут привести к следующим неприятным последствиям:

1. Это искажение бухгалтерской отчетности, которое наказывается штрафом (Грубое нарушение правил бухучета - 10 000 или 30 000 руб. А при занижении налоговой базы - 20% неуплаченной суммы, но не менее 40 000 руб. (ст. 120 НК РФ).

2. Ошибки в бухгалтерском учете могут привести к ошибкам в налоговом учете, и как результат - либо переплата налога либо недоплата, что одинаково неприятно.

Самые распространенные я опишу. Самое удивительное, что бухгалтеры о них нередко знают, но либо не сообщают руководителю о рисках, либо не могут до них «достучаться» и в какой-то момент примиряются с ними.

1. Накопление больших остатков в подотчете либо выданных беспроцентных займов руководителю. Почему возникают? Часть зарплаты выплачивается компанией «в конвертах», и деньги на нее постоянно нужно снимать со счета, в официальные расходы эти суммы, конечно же, принять нельзя.
Вторая распространенная ситуация - собственники выводят свои деньги (тире прибыль) из бизнеса, не желая платить налоги с дивидендов. Поэтому их относят на подотчет или займы. Знает ли об этом главбух? - конечно. А вот руководители часто предпочитают об этом не знать или забывать. Чем чревато? При проверке суммы невозвратных подотчетов (займов) могут признать дивидендами (с доначислением 13% НДФЛ) или еще хуже - зарплатой директора (с доначислением страховых взносов).

2. Много ошибок допускается при совершении кассовых операций: при оплате картой забывают выдать кассовый чек; при получении выручки от физлиц на расчетный счет не выбивают кассовый чек; при единичной продаже имущества компании, например, автомобиля физическому лицу не выбивается кассовый чек; осуществляются расчеты наличными с организациями и ИП на суммы более 100 тыс. руб. Здесь также возможны штрафы. Но, к слову сказать, если это нарушение первичное - можно отделаться предупреждением по ходатайству компании в случае проверки.

3. При расчетах с покупателями или поставщиками по неграмотности или второпях неверно заносятся договоры, заводятся дубли на контрагентов. В итоге это приводит к завышению дебиторской и кредиторский задолженности в балансе (то есть в бухгалтерской отчетности), неверно могут рассчитаться НДС и налог на прибыль. Как избежать? Регулярно проводить инвентаризации расчетов и сверки с контрагентами.

Что еще:
4. Так называемая «краснота» в учете, а по сути - отрицательные остатки по счетам учета. Это сразу наводит на мысли о неграмотности бухгалтера и некотором бардаке в учете. Самое распространенное - это списание материалов или товаров, которых нет. Что это может значить? Пересортицу, несвоевременное отражение поступления сырья в учете, бардак в расчетах внутри группы компаний. Чем чревато? Зависит от масштабов проблемы. Самое очевидное - занижение налога на прибыль по излишне списанным затратам.

5. Не начисление и неуплата процентов по займам с учредителями или внутри группы компаний. А также несвоевременное их погашение. Довольно нехорошая история, потому что грозит не только доначислением налогов у тех, кто не получил эти проценты, но и является очень серьезным доказательством искусственного дробления, о котором мы подробно поговорим позднее.

6. В целом и этого достаточно, но я обязана обратить внимание любознательных руководителей, что огромное число главбухов до сих пор не разбираются в новых федеральных стандартах учета (так называемых ФСБУ), которые в последние три года очень сильно поменялись, но бухгалтеры просто физически не успевают их изучать и применять. Ради интереса спросите у своего главбуха, разобрался ли он с новыми правилами учета основных средств, лизинга, аренды, запасов? Я уверена, что среди бухгалтеров в малом бизнесе ответы будут неутешительными. Для чего вообще вводятся новые стандарты? Чтобы приблизить нас к международным правилам учета и максимально приблизить показатели балансов к рыночной стоимости.

Возьмем к примеру, основные средства. В российских балансах они отражаются по покупной стоимости за минусом амортизации. Здание, приобретенное 30 лет назад, может стоить 30 миллионов, а в балансе оно давно уже списано под ноль.
В общем, чтобы отразить его в балансе по рыночной стоимости, нужны определенные оценочные суждения бухгалтера. В малом бизнесе бухгалтера зачастую не обладают в принципе такими компетенциями. Стоит ли руководителю заморачиваться по этому поводу? Чем крупнее ваш бизнес, чем выше риски выездной налоговой проверки, чем больше у вас потребность в привлечении внешних инвесторов в бизнес - тем больше стоит. Для малого (и тем более, микробизнеса), возможно (но я вам этого не говорила) можно на какое-то время прикрыть на этой проблеме глаза и сосредоточиться на более важных вопросах учета: налогового или финансового.
Остались вопросы? Звоните Центр бухгалтерских услуг 1+1 8 800 600 56 86
1+1 Алтайский край, г. Барнаул, ул. Пролетарская, 92, офисы 22–23